Вопросы важнее ответов. У современного общества, равно как и у современного предпринимательства, на все есть ответы. Но откуда мы знаем, что они - правильные? Мы разрабатываем огромное количество новых продуктов, реализуя в них миллионы своих идей. Однако, потом результаты нашего часто труда оказываются никому не нужны.
Говорят, становится
успешным один из сотни стартапов. Поговоришь с инвесторами - она скажут, что
даже хуже, один из пятисот или из тысячи. Почему? Потому что мы строим продукты
вроде бы для потребителей, но решения о том, что войдет в продукт и как им
должен пользоваться клиент принимаем не на основе в идеале какой-нибудь науки,
а в результате упования на собственную интуицию и на догадки.
Нет науки в тщетных попытках 999 из 1000 стартапов "взлететь", а есть только подбрасывание монетки - а вдруг повезет? Не везет. Что же можно сделать? Книга Lean Startup дает четкий ответ на это вопрос, который автор, Эрик Райс, называет научным.
Ответ простой: своё видение (vision) надо итеративно проверять работая в непосредственном контакте с конечным пользователем, быстро убеждаясь, что отдельные части продукта реально "покупаются", проводя мелкие эксперименты цель которых - подтверждать или опровергать что очередной шажок, который мы делаем в интересах пользователя - верный.
Lean Startup имеет корни в том числе в японской послевоенной идеологии "бережливого" производства, когда все должно быть вовремя, оптимально и иметь смысл - о технике Five Whys, входящей в состав знаменитой Toyota Production System я тут уже писал ранее.
Проблема человечества в том, что часто оно используя огромные ресурсы, тратя колоссальное количество человеческого времени делает никому ненужные вещи. Часто как стартапы, так и огромные компании на всех парах с огромной скоростью и энергичностью несутся в пропасть о своими ненужными продуктами. Само движение ничего не стоит - стоит результат.
Lean Startup - история про то, как научиться делать правильные и нужные вещи, продукты, услуги совершенно небольшими по современным меркам усилиями. Главное в процессе создания нового продукта - уметь наладить такую работу, которая приводит к созданию устойчивого бизнеса там, где его не было. Об этом книга и вся история.
Lean Startup - одна из немногих книг, которые обязательно читать всем предпринимателям. И не только им - любой рядовой сотрудник совершенно произвольной организации может использовать ее как ориентир в том, как заниматься инновациями там, где они кажутся невозможными - это удивительно.
В самом начале книги и много раз потом автор говорит "entrepreneurship is management". Идея Lean Startup в том, чтобы управлять, да, управлять инновациями в стартап-проектах самого разного толка как бы не боялись слова "управление" начинающие предприниматели. Построение востребованного продукта, управление разумным развитием проекта, доставка ценности конечном пользователю как высший приоритет - такие ключевые слова я бы выбрал для этой истории.
"Технари" знают об agile-методологиях разработки, когда на смену старым waterfall'ным подходам и процессам приходят более гибкие и изящные способы получать предсказуемый результат. Lean Startup - это agile'ный менеджмент, построение такого бизнеса вокруг нужного клиенту продукта, который действительно "взлетит" и вы будете точно знать почему это произошло. "Нет" подбрасыванию монетки на удачу.
Хочу порадовать - в конце прошлого 2012 года Lean Startup вышел на русском языке - купить книгу можно тут. Сам я читал электронную Kindle-версию на английском отсюда. Я не берусь судить точно, так как просто полистал русский вариант, но кажется, что перевод "так себе" - если есть возможность, то читайте английский текст. Но обязательно. Хоть как ;-). Некоторых я заставлю прочитать насильно.
[ кстати, если вам нравится постинг - нажмите фейсбучный like внизу - мне нравится такая форма одобрения ;-) ]
Comments