Я тут много раз упоминал книжку «Длинный хвост» (long tail) Криса Андерсона, которая вышла на русском году в 2008 году и является, по-моему, обязательной к прочтению всеми, кто собирается заработать в интернете больше копейки. Тогда книжка разошлась хорошо, а сейчас издательство «Манн, Иванов и Фербер» приобрело права на переиздание и, так получилось, подарило мне экземпляр ;-)
В связи с этим я решил перечитать книжку снова и поделиться
впечатлениями. Итак, электронную
версию покупают здесь, а бумажную, соответственно, тут.
В общем, это история про хаос и версия, как его упорядочить.
Когда-то, давным давно, на полках магазинов было мааало места, а товаров было много. Потому товары конкурировали за право быть представленными потребители. Соответственно, на полки попадало только то, что будет продано мноооого раз. Это хиты.
Всё, что не могло быть продано мнооооого раз, считалось «неудачным», «неудачником». В неудачники попадали немассовые фильмы, нишевая музыка и так далее. Потребитель не мог всего этого найти, даже если хотел. Мог, только если очень сильно хотел.
И вот, появился интернет и всё стало по-другому. Полка виртуальная, на неё влезает сколько угодно товаров. Везти их и представлять «лицом» во все города и сёла не надо – клиентов отлично устраивают фотографии товаров в интернет-магазине и отзывы других пользователей, так что можно хранить товары где-нибудь на самом дешёвом складе и отправлять их по почте.
Интересно с цифровыми товарами – музыкой, фильмами и прочим. Их вообще не надо нигде хранить – это файлики на диске, которые ты даёшь скачивать за деньги. Дешевизна хранения и доставки «роняет» цены и даёт возможность предложить гораздо больше товаров – не только мейнстрим, хиты, но и «длинный хвост». То, что раньше клиент просто не видел.
Правила простые: надо дать каждому творить, создавать новые продукты, надо дать этим товарам дешёвую дистрибуцию через интернет, чтобы доставка была универсальной и стоила копейки, и, наконец, надо дать пользователю находить то, что ему нужно используя фильтры, поиск и рекомендации других пользователей и экспертов. В итоге продаётся всё, а не только хиты.
Автор, Крис Андерсон, редактор журнала Wired, потратил уйму времени и написал эту книгу о том, как интернет позволяет предлагать всё и всем и всё равно продавать, не замучивая клиента проблемой выбора. Вопрос изучается с сотен разных сторон и мне очень понравилась глубина, с которой автор проник в проблему. Хаос упорядочиваем, нужно всё и всем. Главное – дать всё и дать поиск.
Книга написана давно – в 2006 году и поэтому скорее уже похожа на памятник интернет-индустрии тех пор, чем на новинку. Например, там есть Technorati ;-). Или, там есть Google Video, но ещё неизвестен Youtube. Много чего, всё-таки, появилось ещё совсем недавно – книга интересна и с этой точки зрения, в плане осознания как быстро появляются и умирают кумиры и лидеры.
Вообще, эта книга мне показалась интересной не только как подход к тому, как строить новые бизнес-модели для интернет-продуктов, но и как новый взгляд на то, как упорядочить хаос, всё больше окружающий нас. Выбор растёт, хиты всё чаще проваливаются, как делать продукты, которые всё-таки найдут клиента? Как найти свою нишу? В книге есть много ответов на вопросы вроде этих.
Как уже сказал ранее, считаю, что любому человеку, кто хочет создать какой-то бизнес в интернете, обязательно надо прочитать эту книгу. Это must. Если вы встретите стартапера и он не читал long tail – не давайте ему денег. Если бы у меня был список must-read литературы, то long tail обязательно бы в нём был. Напоминаю, электронную версию покупают здесь, а бумажную, соответственно, тут ;-)
[ кстати, если вам нравится постинг - нажмите фейсбучный like внизу - мне нравится такая форма одобрения ;-) ]
Comments