Хороший вопрос: а кому нужны были все эти инновации, новшества и продвинутые сервисы пока они не доказали свою нужность? В какой-то момент каждая идея проходит стадию проверки. А затем, когда проверка пройдена, появляются Windows, Facebook и прочие айфоны такими, какими мы их знаем.
Но в начале неизвестно – «пойдет» или «не пойдет». Очевидно, что если ты увидел интересную незанятую и перспективную нишу, то надо быстро вложить туда усилия и взамен ты получишь какой-то возврат. Тот же Facebook десять лет назад еще не существовал, а сегодня раздаются мнения про его выручку через пять лет в $100 миллиардов в год – больше Microsoft и Google сегодня вместе взятых!
Коли бы мы всё знали «тогда» и могли вложиться в эти компании – было бы здорово. Но обычно приходится зарабатывать самостоятельно, а не руками руками Брина с Цукербергом. И тут приходится решать ту же проблему: а что такого нового надо сделать, чтобы «пошло»?
Сегодня редко создается что-то новое. Обычно компонуется старое и ему находится такое новое применение, на котором можно заработать больше. Вот тот же Facebook только самый ленивый не разобрал по косточкам: там, мол, никаких инноваций, форум как форум. Да.
Или вот взять iTunes. До его появления никто не верил, что музыку можно продавать за деньги через интернет. Но потом пришел Джобс, наделал красивеньких плееров, купил и переделал программу для воспроизведение музыки и ведения библиотеки треков и договорился с шестью крупнейшими «производителями» той самой музыки что будет её продавать в интернете.
В принципе, всё это было и до пришествия Джобса, так? Есть интересный момент – ему поверили звукозаписывающие компании. Им нужно было, чтобы музыку при этом всём не пиратили и чтобы цена была контролируемой и высокой. Они поверили Джобсу когда он пообещал это сделать хотя до этого никому так массово они не верили. Они верили в его аккуратность и дотошность и знали что он их не «кинет».
Джобс ааааккуратно сложил вместе все уже существующие частички мозаики и появилось нечто новое, чего раньше не было – удобный для конечного юзера способ покупки музыки через интернет. Ведь больше ничего не произошло, так? Надо было просто очень аккуратно собрать картину из кусочков и заработала идея только когда это было сделано, не раньше.
Заметьте, технически у пользователя всё то же самое было и до iTunes: формат mp3 (правда, у iTunes другой, но это неважно), различные маленькие mp3-плееры (iPod – НЕ первый плеер, далеко), был даже Napster чтобы воровать музыку и много чего еще. Но миллиардный бизнес на пустом месте был создан именно благодаря тому, что Apple удалось собрать вместе все эти кусочки и сделать услугу понятной конечному пользователю, а до того момента всё это было слишком сложно для массового клиента. Для мас-со-во-го, так как у него в совокупности много денег.
Делать понятные продукты из непонятных технологий и/или услуг – почётное дело! Вы помогаете людям таки воспользоваться благами цивилизации и получить от них пользу. Без вас, может быть, эти блага пропали бы или их потенциал не был бы реализован в полной мере. Страшное дело ;-)
Сегодня много говорят про инновации. iTunes – инновация? Да. Понадобилось ли для этого совершать научный прорыв ценой десятилетий труда ведущих ученых? Нет. Понадобились ли супер-нанотехнологии, доселе невиданные? Нет (даже плееры iPod технологически очень и очень простые).
Во-первых, нужно было умение делать понятные продукты. Ок, в этом вы тоже можете практиковаться и всё зависит от вашей общей вменяемости и оптимистичного взгляда на жизнь (последнему можно научиться). Во-вторых, был использован относительно недорогой доступ к лояльной аудитории. Это можно купить за деньги инвестора, например.
Прямо сегодня помимо создания ряда совершенно новых сервисов (например, Диадок – я писал о нем на днях) мы работаем над «комбированием» существующих интересных компонентов в многообещающие продукты. По сути, мы занимаемся как раз тем, о чем я писал выше.
Примечательно, что командам, работающим над «комбинаторными», а не креативными проектами, сначала часто достаточно сложно осознать что новое – это не обязательно создание какого-нибудь сервиса или технологии. Новым может быть и продукт, который состоит из технологий и множества других компонентов и я сейчас наглядно показал, что технологии – часто не главная часть продукта.
Если попытаться кратко сформулировать возможную суть эффективной деятельности в этом контексте, то это чтобы пользователи были бесконечно довольны, а через это зарабатывать деньги для акционеров. Как видите, другие рамки не ставятся, а это позволяет людям с фантазией находить интересные комбинации технологий и методов их применения и продаж готового продукта.
Например, как iTunes ;-)
Comments