Прочитал книжку "Minecraft: the real inside story of Markus 'Notch' Persson and the gaming phenomenon of the century" (она же доступна под другим названием Minecraft: The Unlikely Tale of Markus "Notch" Persson and the Game that Changed Everything). Это биографическая книжка об авторе супер-популярной нынче и в последние годы игры Minecraft. Если вы совсем не в теме - вам точно стоит попробовать в это поиграть, так как иначе вы имеете шанс пропустить уникальное культурное событие ;-)
Мой восьмилетний сын уже несколько лет очень плотно "сидит" на Майнкрафте и многим из его старших родственников кажется, что степень его увлечения этой игрой... зашкаливает ;-)
Однако, это не просто игра, а возможность самовыразиться через создание собственного мира, эксприменты с ним и с совершенно новыми сущностями, необязательность кого-то громить и убивать.
В общем, Minecraft - это как рисование трёхмерных картин. Пусть ребенок себе рисует ;). И вот, мы тут пару недель назад случайно поехали в Стокгольм, где живёт создатель Майнкрафта Маркус Персон и я там случайно купил эту книжку. А когда мы плыли на пароме назад, обнаружил, что магазин, где была куплена книжка, упоминается в самой книже ;-). Короче, запутанная история ;-)
Две интересных мысли из книжки. Персон был против того, чтобы в игре появился "созидательный" режим (creative mode), который сейчас и является основной "фичей" Майнкрафта. Однако, он послушал юзеров, которые настойчиво просили развивать игру именно в эту сторону и сделал всё правильно - именно созидание сделало всё историю настолько глобальной, какой она стала.
То есть, Персон показал себя как очень гибкий продуктолог. Он имел большую цель, какое-то видение продукты, но упирался из принципа рогом, а двигался туда, куда хотели юзеры. Слушать юзеров - важный навык для любого стартапера. А вторая мысль из книжки является продолжением первой: степень гибкости подхода к разработке игры была колоссальной, что важно когда ты делаешь продукт с нуля.
В каком-то смысле, история Minecraft - прекрасный кейс для agile-разработки. Причём, случившийся, как я понимаю, совершенно случайно. Они не делали компанию и продукт по книжке про аджайл, а просто руководствовались здравым смыслом и оказалось, что всё сделали правильно. Удивительно? Я бы сказал "закономерно" ;-). Если собираются нормальные люди, которые готовы слушать окружающих, имеют большой собственный опыт и работают для юзера в первую очередь (тут можно добавить "а не для денег" :)), то всё получается. Круто!
Книжку очень рекомендую всем. Во-первых, это крутая история того, что произошло вот буквально только что и случилось так быстро, что прямо дух захватывает. Во-вторых, это indie-история - независимая компания вообще без инвестиция может стать очень значимой, заработать много денег и принести много счастья клиентам. Ну и вообще здорово почитать, как там в Швеции делаются дела ;). Очень.
Comments